понедельник, 11 июня 2007 г.

Полосатая Собака Или Собака Павлова?

В 1904 году профессор Иван Павлов получил Нобелевскую премию за свои эксперименты. Мое личное мнение, что присуждение Павлову нобелевки в разделе «Физиология и Медицина» было ошибкой. На самом деле, Павлов открыл брэндинг.
Я верю в брэнды и силу в брэнда, но я не верю в брэндинг, в современную его версию, то бишь. Большинство книг о брэндинге это полная чушь, которая не имеет никакого отношения к действительности. Ни один из брэндокнижников и близко не подошел к раскрытию концепции эффективного брэндинга, как это сделал Павлов.
Итак, брэндинг по Павлову. Берем собаку. Берем кусок мяса. Берем колокольчик. Звоним в колокольчик и даем собаке мясо. Повторяем. Повторяем. Повторяем. Берем колокольчик. Звоним, но мяса не даем. Оказывается, что у собаки выделяется слюна и желудочный сок просто от колокольчика. Колокольчик стал брэндом.
Мне кажется, что у брэнда есть одна и только одна основная цель. Как только человек подумал о категории, у него в голове должен всплыть брэнд. Все. Когда человек идет в магазин «за пивом», он, как правило, знает, что за пиво он купит, до того, как он дошел в магазин. От того, кто что понимает под «пивом» и зависят заработки пивоваров.
Павлов знал о брэндинге то, о чем не знают рекламисты. А именно – самое главное в брэндинге … МЯСО. Если у вас есть собака – проделайте такой эксперимент. Возьмите кактус вместо мяса и колокольчик. Посмотрите, что получается. Возьмите коробку из под Windows и колокольчик, посмотрите, что получится. Возьмите гаечный ключ. Швейную машинку. Банку с клеем. Ни слюны, ни желудочного сока выделяться не будет.
Позвольте повторить очевидное. Колокольчик можно заменить на трещетку или свисток, но без мяса эксперимент Павлова повторить невозможно. Собака должна захотеть что-то съесть. Поэтому мясо и только мясо (ну или косточки, сухой корм и т.д.). Именно тут Павлов и «специалисты по брэндингу» начинают расходиться.
Специалисты по брэндингу считают, что я буду сидеть перед телевизором и внимательно смотреть ролики. Им всего лишь надо позиционировать свой брэнд, как динамичный, современный, модный, показать его мне N раз и в моем мозгу произойдет химическая реакция. Теперь у меня всегда в голове будут необходимые ассоциации.
На самом деле, я даже не помню, какую рекламу я смотрел вчера. Мегафон, лично у меня, не ассоциируется с современными успешными людьми. У меня Мегафон ассоциируется с отстойным качеством связи, ибо в Калиниграде это так было до недавнего времени. И осталось навсегда в моей голове. Меня устраивает БиЛайн. И МТС не сделает меня "лучше" (я и так чертовски неплох). Правда полосатая собака БиЛайна ...
Павлов знал, что брэндинг может работать даже с собаками. Для этого надо всего лишь дать то, что интересно собакам. Мясо. Пока реклама брэндов рекламирует самих себя - в ней очень много колокольчиков, трещеток и свистулек и очень мало мяса (того, что интересно именно мне). Такой брэндинг с улыбающимися людьми, модными штучками и прибамбасами не работает.
Именно поэтому я не верю в современный брэндинг. В нем просто мало мяса.
А во что верите вы – в полосатую собаку или собаку Павлова?
P.S. Пост про ничегонеделанье пишется с трудом, но пишется. Скоро будет, честное слово.